«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.5. Древняя Греция

«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.5. Древняя Греция 08 Июль 2012


Продолжение цикла «Виноградный куст и вино как напиток у различных народов»

(c) Перевод с венгерского языка: Владимир Пукиш специально для WineKuban.ru. При перепечатке материалов ссылка на winekuban.ru обязательн

Поразительным является то огромное влияние, которое вино оказывало на эллинскую поэзию, которая была способна создавать исключительно искусные образчики из самых, казалось бы, обыденных вещей и превращать любую идею в идеал.

Так, уже первый легендарный фракийский певец – Орфей, встретив рассвет в окружении виноградных лоз, умирает, растерзанный Менадами, спутницами Бахуса.

Гомер считает вино одним из наиблагороднейших даров богов. Он пишет, что вину не подобает отсутствовать на царских банкетах.

Для троянцев не существовало траурной церемонии красивее, чем залить красным вином костер, на котором кремировались останки умершего. Антиною, герою славному и образцу юношеской удали, довелось умереть, стрелой пронзенным, в тот момент, когда он подносил к губам кубок с вином.

Ранние лирики, особенно Архилох с острова Парос и Алкей из города Митилен на Лесбосе, в прекрасных стихах прославляли вино. Теосец Анакреон в своих песнях также воспевал любовь и вино. В одной из поздних эпиграмм говорится, что его лютня играла без остановки, воздавая хвалу вину. Согласно легенде, Анакреон умер, подавившись виноградной косточкой. Многие песни, в которых греческие поэты воспевают Бахуса, дошли до нас, и из них мы узнаем о том прилежании, с которым древние греки работали на своих винодельнях.

Первым виноделом у них считался Икарий. Именно он получил от Диониса виноград и дар изготовления вина. Драгоценные капли этого напитка так понравились Икарию, что он стал танцевать вокруг кожаного бурдюка, наполненного этим благодатным напитком. Отсюда пошла традиция аттических виноделов танцевать на бурдюках с вином.

Вскоре культ поклонения этому божеству распространился по всей Греции, причем не как среди крестьян, так и торговцев, поставлявших вино в разные районы страны, меняя его на другие товары. Одним из самых уважаемых видов деятельности была оптовая торговля вином: договоры купли-продажи заключались на бирже после осмотра вина. В меньших объемах вина продавались на розничном рынке. Заведения, где вино можно было выпить сразу, считались недостойными для назначения встреч свободных граждан, и для таких целей они покупали вина на рынке. Поэтому в питейных домах работали только представители низших слоев общества – в основном освобожденные рабы, которых свободные граждане презирали. Греки вообще считали тех, кто зарабатывает на обслуживании гостей, нечестными, бессовестными людьми. Но вопреки этому в Афинах и других приморских городах было много кабаков, всегда полных народа; византийцы также сдавали внаем свои дома, а сами собирались и напивались в кабаках.

Свободные граждане Афин не ходили в кабаки, а собирались на базарных площадях или в домах с друзьями или знакомыми, чтобы поболтать. Устраивая банкеты, они приглашали гостей, поэтому столь частыми у греков были многолюдные пиршества.

Во время еды вино не пили, а уж затем, когда блюда уносили, а жажда усиливалась, во многом благодаря съеденным соленым маслинам, сыру, редьке и горчице, и вообще из-за обильно посоленной пищи, приносили вино, которое пили, разбавив водой.

Потребление неразбавленного вина, кроме случаев, когда то предписывалось лекарями в качестве лекарства, строго запрещалось законами Солона, а [полулегендарный] Залевкос вообще карал за это смертью. По крайней мере, во времена Гомера, задолго до упомянутых законов, уже в ходу было потребление вина, разбавленного водой. Такое вино считалось необходимым для поддержания духа традиционно крепких и сильных греков. Вино также соответствовало их легко воспламеняющемуся темпераменту.

Греки уделяли много времени, денег и мастерства изготовлению посуды для вина. Уже Гомер перечисляет умелых мастеров, изготавливавших прекрасные блюда и кубки для Гефеста (Вулкана). Мало было греческих семей, в которых не хранились бы красивые и разнообразные золотые и серебряные кувшины и кубки. Были у них и маленькие сосуды для разбавления вина; потому Анакреон говорит в одной из своих песен: «На 10 частей воды вливай 5 частей вина», уповая на умеренность в винопитии, хотя на столах вино обычно подавалось не в пропорции 2/3 к 1/3, но 3/5 вина к 2/5 воды. Иногда, впрочем, развеселившиеся гости просили подавать им вино в бóльших кубках, менее разбавленное, или же вообще без добавления воды.

У многих древнегреческих авторов встречаем описание пиров, а сами пиры они называли симпозиумами (что означает «совместный пир»). Слово это лучше всего подходит для описания нравов древних эллинов.

Такие пиры так же тяжело себе представить без приятных разговоров, музыки и танцев, как и гостей, не увенчанных венками. Вино и цветы для них были неотъемлемы, как луна и звезды. Обычно гости являлись на пир, увенчанные венками из тополиных листьев, роз, лотоса и янтаря. Вот почему [философ-эпикуреец и поэт] Филодем говорит:

«Голову мне увенчайте нарциссом, шафранного мазью

Члены натрите, мой слух флейтой ласкайте кривой,

Горло мне освежите дешевым вином Митилены,

С юной дикаркой делить дайте мне ложе любви!»

Греки любили пить и гулять в больших залах, где благовония ладана смешивались с ароматом рассыпанных кругом цветов. Вначале жребием выбирали симпозиарха, или же царя пира, который был должен принять решение о способе и пропорции смешивания вина с водой, а также следить за тем, чтобы гости не напивались (правда, первой задачей он занимался более охотно – ведь питие было всего лишь второстепенной целью собрания столь уважаемого общества). Хорошо, если пир не превращался в похабщину и пошлость – ведь во время таких пиров у всех поднималось настроение, и участники чувствовали себя чуть ли не на седьмом небе. Анакреон писал: «Как приятно, выпив, поболтать с хорошими друзьями», а [царь Аркадии] Алей восклицал: «Душа не может так блуждать в потемках – чего достигнем мы в объятьях грусти? О, Бахус милый, ведь вино – то зелье, что веселит нам душу. Несите же его, и мы напьемся!»

Что же касается женщин, то им по закону пить вино не подобало. [Ритор и грамматик] Афиней считает пьющих женщин неприличными. Впрочем, в более ранний период женщин, наслаждавшихся нектаром виноградной лозы, не осуждали. Так, у Гомера читаем, что Навзикая, дочь фиакийского царя, готовясь со спутницами в дальний путь, не забывает о вине. И позже не только гетеры, которые часто принимали участие в пиршествах, но и другие дамы поддавались чарам вина. Во время признания влюбленный должен был отпить вино с того края кубка, к которому прикоснулись губы его возлюбленной.

Над могилой одной из жриц Вакха, Мирты, в качестве надгробья стоял графин с вином.

Невоздержанность в распитии вина женщинами не приветствовалось также и потому, что их мужья, выпивая вино, редко напивались до потери человеческого облика, и то в основном из-за склонности к упрямству, вызванной хмелем.

Милон Кротонский, знаменитый древнегреческий атлет, для поддержания сил ежедневно съедал по 20 фунтов мяса и 30 фунтов хлеба, а вина выпивал лишь три кувшина.

Все эти данные подтверждают, что древние греки пили вино абсолютно не для того, для чего его, к сожалению, пьет сейчас множество мужчин и женщин, превратно воспринимающих предназначение этого напитка.

Самыми благородными у греков считались вина с островов Лесбос, Коркира (Корфу), Тасос, Наксос и особенно Хиос.  Эти вина были насыщены ароматами, порожденными природой [сейчас бы мы сказали – терруаром], но древние греки чаще пили вино с добавлением благоухающих цветов, трав и фруктов, которые добавляли в вино для усиления его вкусоароматики.

Вина, предназначавшиеся для обычной публики, были дешевыми. Так, три котилы (3/4 пинты) неплохого вина стоили бы на наши деньги [австрийские 1860-х гг.] 5 крейцеров. Три четверти пинты отличного вина стоили вместе с сосудом 75 крейцеров. Позже, когда греческие вина стали поставлять на столы римских вельмож, речь пойдет уже совсем о других ценах…

 

Vasárnapi Újság, г. Пешт ([Венгрия] Австрия), № 37, 11.09.1864 г.

Теги:


Отзывы (0)

QuipLoginToCommentTpl