Жизнь винных сообществ в соцсетях

Жизнь винных сообществ в соцсетях 15 Май 2012


Часть 1. Виноделы.

Среди винных сообществ, представленных в пространстве социальных сетей на сегодняшний день можно выделить следующие группы:

Виноделы: производители, региональные и национальные лоббирующие объединения

Дистрибьюторы: крупные торговые компании, ритейлеры и интернет-магазины

Винные медиа: специализированная пресса, эногастрономические ресурсы, винные критики, блоги экспертов и любителей

Винный туризм: туристические путеводители по винным маршрутам, эногастрономические путеводители и специализированные ТВ-каналы

Как видно, территория винного бизнеса достаточно широка. В данной статье мы попытаемся рассмотреть лишь активность ее первой части – сообществ виноделов и их объединений и выяснить, на каких социальных площадках присутствуют западные и российские, а если быть точнее, кубанские виноделы, что они публикуют, какие акции проводят, и какова активность их фанатов. Подробную статистику и графики можно увидеть в презентации на Slideshare:

Обозревая ситуацию в целом можно сделать следующие выводы. Безусловно, основообразующим ресурсом для набора аудитории фанатов и дальнейшей коммуникации является Facebook. Около 80% заинтересованных любителей вина живут на этом ресурсе и становятся фанатами тех или иных брендов.

Что касается Twitter, то  западные производители активно его использую для анонсирования различных акций и новостей, в то время как российские виноделы хотя и заводят модный эккаунт, но используют его в меньше степени, что возможно связано с меньшим проникновением и недостаточным пониманием того, как использовать данный ресурс.

Многие западные виноделы используют блоги для размещения фоторепортажей, заметок и конкурсов. В нашей стране некоторые крупные виноделы используют LiveJournal, однако успехом пользуются лишь те авторские колонки, которые ведут сами виноделы, т.е. где информация идет из первых уст. Показательным примером может служить блог Романа Неборского (roman_myskhako).

К таким набирающим популярность площадкам как Foursquare и Pinterest представители винной индустрии пока лишь присматриваются. Так, например, Bordeaux.com создает подсказки в Foursquare по питейным заведениям США, где представлена их продукция.

Далее рассмотрим подробнее активность виноделов на Facebook и Youtube.

FACEBOOK

Рассматривая активность категории виноделов на Facebook, можно отметить, что ни западные, ни российские производители не засоряют ленту пользователей бесконечными постами и предложениями. Средняя частота публикаций на страницах российских и западных виноделов колеблется от 3 до 5 постов в неделю, всплески большей активности наблюдаются в период праздников или важных событий.

Наиболее популярным видом публикации являются ссылки на статьи, фото и видео. Ссылки составляют не менее 50% постов всех виноделов. Фото – второй по популярности тип контента занимает не менее 30-40% всех публикаций. Далее идут текстовые сообщения. Опросы и мероприятия практикуются крайне редко и составляют менее 1%.

Если по типу публикаций страницы виноделов всех стран близки друг другу, то содержание их постов заметно разнится. У российских виноделов преобладают ссылки на общие новости индустрии (до 50% контента). Так, например, богатую коллекцию ссылок на статьи Alcoexpert и Alconews можно найти на странице Русского Азова. Возможно, это важные вопросы для бизнеса, но насколько это может быть интересно конечному потребителю, вопрос неоднозначный. Западные производители в отличие от отечественных целиком сосредоточены на продукте и публикуют больше рекламы, анонсов проводимых конкурсов и акций, и ссылок на статьи, посвященные непосредственно продукту: экспертные обзоры и оценки, советы по сочетанию вин и закусок, секреты дегустации.

Еще одно отличие страниц западных виноделов заключается в самом подходе к сообщениям в новостной ленте. Какие бы ссылки не размещали западные виноделы, они всегда сопровождают их интересными и завлекающими текстовыми анонсами и обращениями к аудитории, часто содержащими вопрос или призыв к действию, чего практически не наблюдается среди деятельности отечественных героев индустрии, многие из которых могут опубликовать ссылку или фото и вовсе без какой-либо подводки.

Специальные предложения, акции и конкурсы для фанатов страниц – еще одна отдельная тема. Виноделы Кубани пока не предлагают своим фанатам каких-либо программ поощрений за лояльность или участие в каком-либо действии online. На некоторых страницах присутствуют анонсы offline-акций, как например, скидки у «Ателье вина Абрау-Дюрсо» или же возможность получить в подарок малиновое фрисби с морским коньком при покупке Мер Нуар  в магазинах «Кубань-Вино». Морской конек – это прекрасно, только вот взаимодействия с обратной связью online отсутствует. Известные западные виноделы не перекармливают своих фанатов акциями, но в креативе online-активаций ушли достаточно далеко. Стоит только посмотреть на акции Moet & Chandon, сразу становится понятным, что работе с аудиторией соцсетей здесь уделяется внимание не по остаточному принципу. Используются как простые конкурсы на лучшее фото месяца, так и сложные механики таких акций, как Tag your love in Google street view. Интересным направлением также является изучением образа жизни аудитории через конкурсы-опросы.

Помимо основного продукта вина производители начинают активно продвигать в социальных сетях сопутствующие и дополнительные услуги, такие как винные туры, экскурсии, уроки дегустации, эногастрономические туры и спа-процедуры.

Наибольший отклик фанатов по лайкам и перепостам получают публикации различного развлекательного контента: интересные фото, поздравления и задорные тематические демотиваторы.

Хороший отклик вызывают публикации фото и видео-контента различных событий в области кино, спорта или искусства, партнерами которых являются производители. Такой фото и видео-контент, демонстрирующий продукт и бренд в яркой среде, всегда интересен аудитории.

Публикации информации о текущих скидках и распродажах приветствуются в любое время года.

YOUTUBE

Количество просмотров и подписчиков у каналов виноделов на видеопортале Youtube не слишком велико даже у маститых западных винных брендов. Все-таки данный ресурс – вотчина винных медиа, специализирующихся на создании видеоконтента, а для остальных это скорее вспомогательный ресурс по размещению видео и спецпроектов для публикации на других площадках. Среди отечественных производителей и самих обладателей каналов пока всего трое, даже Абрау-Дюрсо пока не анонсировал открытие официального канала Youtube.

Что касается обзора представленного на Youtube контента виноделов, то именитые бренды большей частью здесь выкладывают свои рекламные ролики или сюжеты о спонсируемых мероприятиях. Сравнивать западные винные ролики с российскими сложно, потому как и подход к рекламным кампаниям там другой, и передать настроение у них получается тоньше и лучше, например, как у девушек с зонтиками от Veuve Clicquot или в ролике кампании Moet & Chandon по случаю Валентинова дня Tag your love. Российский Абрау-Дюрсо тоже не стоит на месте, но обнаруженный ролик «Еще один лучший день в моей жизни» с красавицей Ольгой Будиной как-то больше похож на рапорт о завершенной стройке, в к-ром Ольга объезжает все объекты винного хозяйства и даже успевает где-то в подвалах махнуть рукой Борису Титову. Все-таки мы русские - забавный народ, всегда стремимся показать все лучшее и сразу.

Если же говорить об эккаунтах, принадлежащих объединениям виноделов, то тут контент совсем иной. Как правило, здесь можно увидеть череду бесконечных застолий и дегустаций, перемежающихся природными красотами, также репортажи с выставок, сцены награждений и оценки и мнения экспертов и любителей. Так, например, у Bordeaux есть отличное видео о вояже любителей вина Meet le wine buffs, показывающее, чем живут винные блоггеры, и на кого они вообще похожи. Иногда попадаются и курьезные публикации, так например, на канале WOSA (Wine of South Africa) наряду с роликами о регионе, продукции и модной нынче теме устойчивого развития (sustainability) в виноградарстве, зачем-то разместили ролики с уроками работы в Иллюстраторе и Индизайне, видимо очень необходимо для собственных нужд.

Такова вкратце картина жизни виноделов в социальных сетях. Подводя итог, хотелось бы отметить, что сама среда социальных медиа, как и все в этом мире находится в постоянном развитии и изменении, но сама скорость проникновения информации создает из нее мощный канал коммуникации с активной и заинтересованной аудиторией, которую не стоит оставлять без внимания. Социальные медиа открывают широкое поле возможностей для продвижения, но взамен требуют честного отношения и серьезной работы над созданием того, о чем будет повод поговорить.

В следующей статье мы попробуем разобраться в том, как устроена жизнь представителей винных медиа в том же пространстве.

Дмитрий Терентьев

WineKuban.ru

Теги:


Отзывы (0)

QuipLoginToCommentTpl