«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.3. Древний Египет

«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.3. Древний Египет 10 Март 2012


Продолжение цикла «Виноградный куст и вино как напиток у различных народов»

(c) Перевод с венгерского языка: Владимир Пукиш специально для WineKuban.ru. При перепечатке материалов ссылка на winekuban.ru обязательна.

Наконец упомянем о том, что производимое на Земле Обетованной из папируса вино, отличавшееся чудесным ароматом, получило широкую известность. Его, по свидетельству Геродота, экспортировали в разные страны, к примеру, в Египет.

Всем известен сон главного виночерпия, брошенного в темницу по приказанию фараона, истолкованный ветхозаветным Иосифом Прекрасным. Виночерпий рассказал: «Снилось мне, что растет предо мной виноградная лоза с тремя ветвями. На них появились листья, проросли, лоза зацвела, на ней завязались грозди. Я, держа в руке чашу, выжал сок из ягод и подал чашу фараону».

Плутарх пересказывает одну популярную легенду, в которой говорится, что до правителя Псамметиха, открывшего для греков долину Нила, египтяне не пили и не знали вина.

Но и без этого сна и сотен свидетельств греческих и римских авторов, писавших о египетском виноделии, можем с уверенностью утверждать, что в государстве фараонов с особой прилежностью и тщанием занимались виноградарством. На дворцовых руинах хорошо сохранились фрески и резьба, на которых древние жители долины Нила – от последнего ремесленника до царской семьи – запечатлевали важные события своей жизни и быта. Добросовестные и прилежные исследователи, многажды копируя эти изображения, дают возможность пылающей жаждой знаний молодежи узнать цивилизацию и культуру народа, исчезнувшего 5 тысяч лет назад. 

А на изображениях этих наблюдаем мы и сцены древнеегипетского виноградарства, дошедшие до нас в превосходном состоянии. Тут сажают лозу, там занимаются обрезкой. Еще на одном изображении видим детей, кормящих лакомящихся птичек спелыми виноградными ягодами, а на четвертом изображены виноградари, собирающие урожай. Некоторые лозы оплетают жерди, иные обвивают беседки или взбираются на стены дворцов. Такие типы посадок часто встречались посреди крупных садов, а виноградные прессы нередко покрывали для украшения краской, не жалея для этого средств. 

Грозди чаще всего давили ногами, но встречались и прессы особых конструкций. Так, иногда грозди помещали в мешки и отжимали так, как мы сейчас отжимаем постиранное белье.

Наконец, на одном рисунке видим, как выжатое сусло наливают в кувшины и ставят их в кладовку, где контролер записывает их количество тростниковой палочкой на лист папируса – именно благодаря таким картинкам мы узнаем подробности быта древних египтян, тем более удивительные для нас, если вспомним, что происходило это все пять тысяч лет тому назад.

На рисунках изображены гости, пришедшие во дворец, – как мужчины, так и женщины. У двери стоят готовые к услужению рабы, собирающие трости у входящих в зал. Хозяева встречают прибывающих гостей, приветствуя их благоухающими цветами, а гости, в свою очередь, наслаждаются их ароматом, погружая свои носы в букеты.

Все непринужденно беседуют о чем-то интимном, пока в зал не входят певцы с танцовщиками. Все умолкают. На столах, украшенных цветами, стоят яства и напитки, подобно как мы сейчас заставляем праздничные столы приборами. Тотчас же гостям начинают подносить кубки с вином. Ничего неприличного не происходит, что бы могли ухудшить расположение духа. Лишь изредка кто-то слишком уж пресыщается виноградным соком, и тогда его рабы берут под руки и укладывают отдохнуть.

В своем «Пире мудрецов» Афиней однозначно говорит, что «по свидетельству [некоего] Аполлония, пиры в Египте были весьма умеренными. Пирующие довольствовались самой невзыскательной, но здоровой пищей и выпивали ровно столько вина, сколько им требовалось, чтобы поднять настроение». Эти сведения полностью соответствуют складу ума египтян, которые считали жизнь лишь паломничеством, ведущим в дом смерти, жилища свои называли временным пристанищем, а могилы – вечным очагом.

Лишь раз в году египтяне забывали об умеренности. Геродот пишет следующее: «В праздник в честь заключения соглашения с богиней [Баст], почитавшейся в городе Бубастис в дельте Нила, женщины и мужчины – числом до семисот тысяч – плыли на лодках. Некоторые женщины по пути гремели систрумами [символами плодородия], мужчины играли на флейтах. Большинство же пело и хлопало в ладоши. В пути лодки приставали к каждому городу, люди же насмехались над отставшими. Прибыв в Бубастис, приносили [богине] обильные жертвы и выпивали там больше вина, чем за весь год».

То, что и царственные особы не воздерживались от винопития, подтверждает следующая история, рассказывающая о фараоне Менкере (Микерине), которому оракул предрек всего лишь шесть лет дальнейшей жизни. Чтобы уличить оракула во лжи и наказать его, фараон приказал изготовить множество светильников и зажигать их по ночам в своих дворцах, уклонялся ото сна, бодрствуя ночами, таким образом пытаясь сделать из шести лет двенадцать.

Амазис, известный царь, был кроме того и большим распутником и кутилой.

Мы точно знаем также, что и жрецам было позволено употреблять вино, хотя Плутарх и пишет, что этот напиток был изгнан из храмов Гелиополиса. Но в таком случае как бы могли жрецы преподносить вино в дар Осирису, если бы они не имели к нему доступа?

Так же и лекари египетские, тоже принадлежавшие к касте жрецов, весьма почитали вино. Есть сведения, что во многих случаях предписывали его пациентам в качестве лекарства от болезни. Вот что, как пишет Плиний, предписывали при зубной боли: «Отварить спаржу в вине, и жидкость эту долгое время во рту держать».

Особо предписывалось кофосское и александрийское вино при хилом телосложении. Египетскому фараону Аполлодору Птолемею было предписано пить понтийское вино, особенно с острова Пепарет, но не принимать его как лекарство больше чем шесть лет, если не ощутит его целебное воздействие. 

Военнослужащие, которые уже в те давние времена слыли большими друзьями бога вина (а его, в свою очередь, считали поклонником битв и сражений), в Египте потребляли много вина. Каждому служащему при дворе фараона офицеру в день полагалась одна часть вина.

Исчерпывающие сведения о конкретных наименованиях египетских вин находим у Афинея. Итак, больше всего вина производили в городе Арсиноя (провинция Фаюма), а лучшее вино производили в Тенее. Это было слабоокрашенное белое вино, но оно обладало такой необычайной силой, что при смешении с водой растворялось очень медленно, подобно меду из Аттики, когда в него добавляли воды. С других египетских виноградников, коих было огромное количество, делали вина самых разных цветовых и вкусовых оттенков, но лучшим считалось антильское вино. Знаменитыми были и вина из региона вокруг озера Мареот и из Себенита, а также египетские столовые вина. Пальмовое вино из просверленного ствола дерева (как у нас березовый сок) использовали преимущественно для намазывания мумий, но иногда пили его, как в наши дни в Каире. Давили вино и из пальмы Myraria, фиг и яблок.

Относительно древнеегипетского виноделия стоит еще отметить, что египтяне использовали специальные иероглифы для обозначения вина и виноградной грозди, изображения которых находим на наиболее древних табличках и скульптурах.

Продолжение...

Vasarnapi Ujsag (Воскресная газета), № 37, Пешт, 11 сентября 1864 г. стр. 381 – 382.

 

Теги:


Отзывы (0)

QuipLoginToCommentTpl