«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.2. Индусы и иудеи.

«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.2. Индусы и иудеи. 09 Март 2012


Продолжение цикла «Виноградный куст и вино как напиток у различных народов».

(c) Перевод с венгерского языка: Владимир Пукиш специально для WineKuban.ru. При перепечатке материалов ссылка на winekuban.ru обязательна.

Первая часть статьи тут.

«Воскресная газета» , Пешт, 4 сентября 1864 г.

Перевод (с) Владимир Пукиш, 2012

У индусов винопитие также было запрещено, но пили они рисовый напиток, так что сомнений нет – сброженные напитки им были известны. Многие греческие авторы свидетельствуют, что в горных долинах Индии виноград рос, хотя на равнинах его не было. Поэтому, пишут греки, жители низин, употреблявшие вино только как жертвенный напиток или ингредиент определенных религиозных церемоний, пили исключительно рисовое, а не виноградное вино.

Но греки писали о культе Диониса (Бахуса) в Индии. Здесь, скорее всего, просто индийские имена переводились на греческий. Последователям индуизма вино пить запрещено, и народ следовал всем наставлениям; по крайней мере, нам неизвестно о том, что он потреблял вино. Исключение составляют западные индусы с берегов Инда, которые преклонялись перед виноградным соком и не жили по законам Брахмы. Их же восточные собратья презирали их и насмехались над ними. Все это описано в «Махабхарате».

Страбон пишет, что и индийские цари пили вино, которое им преподносили прелестные женщины, а героями песен, которые они распевали для своих царей, нередко становились выпивохи. Но нам неизвестно, хмелели ли они от настоящего вина, или все-таки от рисового напитка.

Но оставим уже индусов и повернем на запад, к семитам, точнее – евреям. Уточним, что все то, что можно сказать в связи с вином об этом народе, касается и их соседей – сирийцев и финикийцев; эти три народа происходят от одного корня, и быт их не сильно отличался друг от друга.

Единственный надежный источник, повествующий нам о жизни древних евреев, - это несколько египетских и ассирийских табличек, а также Библия. Записи же греков и римлян об этом народе показывают удивительное невежество. Так, обычно мягкий и добросовестный Тацит, говоря об израильтянах, становится упрямым, неправдивым и предвзятым. Характеризуя евреев, он всегда становится на сторону их врагов, использует не просто их эпитеты, но и нетерпимость и негативную энергию. О евреях говорит всегда с обидой и презрением. Постигнув Моисееву веру лишь поверхностно, он противоречит своим же соотечественникам, уже принявшим Иегову. «Поскольку их священники играют на флейтах, барабанах и носят венки из янтаря, а кроме того в храмах их находятся золотые изображения виноградной лозы, некоторые говорят, что евреи поклоняются Бахусу в восточном его проявлении. Но это не так. Бахус требует веселых празднеств, в то время как у евреев это поклонение можно назвать исключительно мрачным».

Обстоятельства появления этой золотой лозы также весьма туманны, но, возможно, связаны они с расцветшим Аароновым жезлом, который хранился в Иерусалимском храме. Представляется, что уже тогда евреям было знакомо винопитие. Во многих местах Библии сказано, что пьянство было евреям отнюдь не чуждо. Хорошее вино из винограда, выращенного на холмах Ханаана, ими ценилось весьма высоко. Так, посланные Моисеем разведчиками в Землю Обетованную Иисус Навин и Халеб, среди прочих даров земли, взяли огромную виноградную гроздь, а Ноева невоздержанность в питии вина называется просто «невинным упрямством».

После занятия евреями земли Ханаанской виноградарство становится их любимым занятием, чему находим достоверные подтверждения в Библии. Итак:

1) «Господь говорит: один человек насадил виноградник, оградил высоким забором, построил башню, где давят виноград, и выкопал точило, где бродит вино» (Мф.).

2) «И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили…» (Кн. Судей).

3) «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим» (Кн. Неемии).

4) «Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих» (Песнь Песней).

В этих четырех местах Библия сообщает о посадке винограда, сборе урожая и отгрузке вина; более того, там же находим данные, что вино пили разбавленным. Далее в Библии видим подтверждение того, что для евреев винопитие было занятием обычным. В Книге Руфи Вооз говорит так: «Время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в вино[1]».

[В Книге Царств сказано, как] Анна, мать Самуила, молилась, упав перед Скинией, и первосвященник Илий (Эли), увидев, как шевелятся её губы, принял Анну за пьяную и укорил её, на что она отвечала, что не пила вина и сикера[2].

Из этих слов Анны, когда первосвященник забирает назад свое подозрение, видим, что пьющие израильские женщины пользовались всеобщим презрением, хотя можем предположить, что для мужчин такой проступок не считался таким же постыдным.

Но ханаанский летописец предоставляет нам еще свидетельства о винопитии, например, когда подвыпившие участники банкета утверждают, что хорошее вино подавать следует тогда, когда гости уже насытились худшим.

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, находим изложение взглядов евреев на наслаждение вином:

«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино.

Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством.

Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно.

Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям».

Эти прекрасные слова не пригвождают пьяницу к позорному столбу – отнюдь! Они повествуют о материальных неприятностях, ожидающих его.

Продолжение статьи...

 



[1] В традиционном русском переводе: «в уксус».
[2] Крепкий спиртной напиток.



Отзывы (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставить отзыв