«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.4. Древняя Греция

«Виноградный куст и вино как напиток у различных народов», ч.4. Древняя Греция 11 Март 2012


Продолжение цикла «Виноградный куст и вино как напиток у различных народов»

(c) Перевод с венгерского языка: Владимир Пукиш специально для WineKuban.ru. При перепечатке материалов ссылка на winekuban.ru обязательна

В Древней Греции следы виноделия прослеживаются тоже с наидревнейших времен. Греки также приносили вино в жертву своим богам, а их первые поэты, появившиеся за несколько сотен лет до авторов, писавших в прозе, писали о виноградном соке как о весьма распространенном и обыкновенном для всех слоев общества напитке.

Из многочисленных письменных и изобразительных источников мы узнаем об общественной жизни и быте дрених греков, чей пример гармоничного духовного и физического развития личности, эстетического вкуса и мировосприятия поныне не превзошел ни один другой народ мира.

Эллины, наполнявшие богами все окружающее их, в каждом создании и растении видели соответствующее ему божество. Они придавали особое значение вину, обладавшему в их верованиях чудодейственной силой.

Дионис (у римлян Бахус, или Вакх), согласно поверью подаривший людям виноградную лозу, был всеобщим любимцем богов, а люди почитали его самого как бога рождающих сил природы и искристой силы вина.

Сын Зевса и Семелы (неба и земли), Дионис был вынужден скитаться и скрываться от глаз ревнивой Геры. После того как Гера поразила супругов, воспитывавших Бахуса, безумием, он был отдан на воспитание водным нимфам, или гиадам. Дионис воспитывался во Фракии, в Нисейской долине, и еще в юношеском возрасте вместе с «почитавшим вино» войском он объездил и покорил весь мир, добравшись даже до далекой Индии.

Таким образом виноградная лоза, дочь земли и небесного нектара, выросшая благодаря дождям, принесла людям чудесные плоды. Скорее всего, виноградарство в Грецию просачивалось из Фракии, в то время как Персия и Индия не оказали никакого влияния на развитие этой культуры у эллинов.

Бог вина обычно изображается упитанным юношей с венком на голове. В его золотую колесницу запряжены пятнистые леопарды, в его шумной свите неистовствуют менады, нимфы и фиады, сатиры и козлоногие силены вращают жезлами-тирсами[1], играют на флейтах и бьют в барабаны, украшенные колокольчиками. Эти процессии отличались бесшабашностью и игрой созданий с наполовину человеческими – наполовину животными телами, их безграничным весельем под суровыми взглядами леопардов. [На ларце] Кипсела, инкрустированном различными фигурами, Дионис изображен с длинной бородой, лежа в пещере, украшенной виноградными лозами, яблоками и другими фруктами, с золотым кубком в руке.

Вся Эллада посвящала Дионису праздники, но самыми известными из них были празднества на островах Наксос, Андрос, и в Афинах. Скорее всего, в этих местах следует искать и происхождение этих празднеств. Говорят, что именно на острове Наксос, знаменитом своим вином, нимфы воспитали Вакха, и там же он встретил боршенную Тесеем Ариадну. На Андросе в день празднеств в честь этого бога из источников вместо воды якобы струилось вино, что хитрыми жрецами, устраивавшими сей обман, представлялось как чудо, совершаемое Дионисом.

Но три крупнейших в году праздника в честь этого бога совершались на Аттике.

В городах отмечались т.н. «дионисии», посвященные встрече весны и набуханию почек на лозе, а самые веселые празднования проводились в Афинах. В эти дни любое воздержание, любая серьезность отвергались, потому что считалось, что веселому богу угождать следует весельем, и что жертва вином принесет пользу лишь тогда, когда принесена будет в пьяном виде.

Предание гласит, что один из Птолемеев по прозванию Дионис[2] тех жителей Александрии, которые в день чествования бога Диониса оставались трезвыми, жестоко карал как тяжких преступников. Пусть в Афинах дело не принимало столь серьезный оборот – пьянство в дни дионисий являлось обычным делом в греческой столице, как и в Египте. Даже серьезный Платон отмечает, что по случаю таких празднеств разрешается пьянство.

В день праздника с раннего утра афинские улицы заполнялись жителями города и окрестностей, арены – зрителями, а общественные места – зеваками. Ближе к вечеру народ собирался, чтобы принять участие в шествии. В это время божество можно было увидеть в окружении пестрого общества мужчин и женщин навеселе, одетых в костюмы силен, сатиров и менад. Дионис восседал на колеснице с венком из янтаря и виноградной лозы на голове. Шли факелоносцы с жезлами-тирсами в руках и распущенными волосами, спадающими ниже одеяний цвета шафрана, их темно-красные плащи развевались на мартовском ветре. Захмелевшие силены ехали верхом на ослах, чумазая ребятня вела вслед за процессией упрямых козлов, предназначенных к закланию в угоду божеству. Средь всей этой суеты, звуков флейт и боя барабанов распевались хоровые песнопения. За всем этим следовало войско прекраснолицых аттических девственниц, шедших с опущенными долу глазами и с корзинами, полными весенних первоцветов – фиалок и крокусов – на головах. В конце процессии, также распевая песни, шли многочисленные крестьяне и иностранцы в одеждах, символизирующих богатство земных плодов. По всему городу дома были украшены листвой и венками, а вечером замужние женщины стояли с зажженными лампадами на крышах домов, освещая путь веселой процессии.

В день второго праздника, посвященного Дионису, люди процессией шли в город Элеуса. В третьем празднике, посвященном сбору урожая, принимали участие уже только владельцы возделываемых виноградников. В этот день в жертву божеству виноградари вели угодных ему козлов, одевшись в пестрые наряды и горланя во все горло песни.

Из этих сельских праздников и балаганов возникли комедии, а из городских праздников в честь Диониса, во время которых пелись ему дифирамбы, – трагедии. Так эти высокие стили драматической поэзии своим возникновением обязаны вину, или, точнее, богу вина.

Можно много описывать, как соперничали между собой хоры, пленяя дифирамбами в честь Диониса веселящуюся публику; как получали на Дионисовых празднествах награды поэты Ласос Гермионский и Арион; как [один из первых греческих трагиков] Эпиген из Сикиона и [создатель драмы] Теспис из Икарии облекали свои представления во все более драматичную форму; как возникли сатирические драмы, и как творили [афинские трагики]  Эсхил, Софокл и Еврипид.

Трагедия возникла из соревнований хоров в городах, в то время как комедия зародилась из сельских праздников, где символами Диониса служили растения. Как жанр комедию возвысил уже после смерти Перикла [«отец комедии»] Аристофан. До него в комедиях разыгрывались лишь сельские пасторальные сценки и показывались сельские обычаи, без соблюдения каких-либо норм поведения и приличий. На сцене комедия впервые появляется в серьезной Спарте, а первыми аттическими комиками были Хионид, Сусарион и др. Отметим, что комедии Аристофана Афинского остаются непревзойденными поныне, исключая разве что Шекспира.

Vasárnapi Újság, г. Пешт ([Венгрия] Австрия), № 37, 11.09.1864 г.



[1] Тирс – деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля гигантского фенхеля, увенчанный шишкой пинии — атрибут бога Диониса.

[2] Правитель Египта Птолемей XII Неос Дионис.

 

 

Теги:


Отзывы (0)

QuipLoginToCommentTpl